Образовательная программа дошкольного образования МДОУ Тисульского детского сада № 4
Описание образовательной программы
Образовательная программа (далее ОП)
дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения
Тисульского детского сада № 4 определяет содержание и организацию образовательной
деятельности и разработана на
основе нормативно-:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №
204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
‒
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г.
№ 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 999-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264);
‒ федеральная образовательная программа дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022
г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России
от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020
г., регистрационный № 59599);
‒
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте
России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
‒
-Устав ДОО.
Программа
позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня
образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как
гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными
средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования
(далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства
воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу,
обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные,
качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа
определяет (единые для Российской Федерации) базовые объем и содержание ДО,
осваиваемые обучающимися, и планируемые результаты освоения образовательной
программы.
Обязательная
часть Программы соответствует Федеральной программе и оформлена в виде ссылки
на нее.
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от общего объема
программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет
не более 40% и ориентирована на специфику социокультурных и региональных
условий Кемеровской области-Кузбасса, в которых осуществляется образовательная
деятельность; на сложившиеся традиции ДОО; на парциальные образовательные
программы и формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива и ДОО в целом. Используюемые парциальные программы: «Основы
безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, Н.А. Авдеевой, О.Л.
Князевой; «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова; «Цветные
ладошки» И.А. Лыковой.
Содержание и
планируемые результаты Программы соответствуют содержанию и планируемым
результатам Федеральной программы.
Программа
включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят
рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания), примерный режим и
распорядок дня, календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные
компоненты.
В
Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В
целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования;
планируемые результаты освоения программы в младенческом, раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения программы; подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный
раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по
каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы
входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий
реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды
(далее - РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни
художественной литературы, музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных
возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного
просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены примерный
режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной
работы.
Педагогам
и другим участникам образовательных отношений ДОО предоставлено право выбора
способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных
условий, а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их
потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация Программы, направленной на обучение
и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе,
предусматривает взаимодействие с разными субъектами
образовательных отношений, осуществляется
с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
При
соблюдении требований к реализации Программы и создании единой образовательной
среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального
школьного образования.
Программа
предназначена для образования детей от двух месяцев до выпуска в школу.