Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от «21 » августа 2023г. Утверждаю: Заведующая МДОУ Тисульского детского сада № 4 _________________ О.М. Ефимова Приказ № 88 от 25.08.2023г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального дошкольного образовательного учреждения Тисульского детского сада № 4 на 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В МДОУ Тисульском детском саду № 4 функционирует 11 структурных подразделений, 13 разновозрастных групп. Учебный план МДОУ Тисульского детского сада № 4 (далее – Учреждение) на 2023 – 2024 учебный год составлен в соответствии с: - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (ред. От 14.09.2022); - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.) (далее ФГОС ДО); - Федеральной Образовательной Программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; - «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373; - СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28; - Основной образовательной программой дошкольного образования Учреждения; - Уставом Учреждения; - Локальные акты учреждения, регламентирующие воспитательно-образовательный процесс. Учебный план является нормативным актом, устанавливающим объем образовательной нагрузки и времени, отводимого на образовательную деятельность. Учебный план составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования Учреждения, разработанной и утвержденной учреждением самостоятельно. Учебный план состоит из основной и вариативной частей, не превышает предельно допустимую нагрузку и соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Основная часть состоит из федерального компонента и реализуется через организованную образовательную деятельность (занятия, беседы, игры и.т.д.). Для реализации основной части образовательной программы используются УМК комплексной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; парциальных программ: в направлении социально-коммуникативного развития «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, Н.А. Авдеевой, О.Л. Князевой; по нравственнопатриотическому развитию «Мы живем в России», авторы Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова; по художественно-эстетическому развитию «Цветные ладошки» И.А. Лыковой; «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищевой; по музыкальному воспитанию «Ладушки» И. Каплуновой , И.Новоскольцевой. Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражает специфику социокультурных и региональных условий Кемеровской областиКузбасса, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; на формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Организованная образовательная деятельность (занятия) в Учреждении осуществляется по образовательным областям: • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • социально-коммуникативное развитие; • физическое развитие. При построении образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Образовательный процесс в Учреждении подразделен на: - организованную занятий, проводимых по расписанию («Физическая культура», «Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи» и «Обучение грамоте», «Рисование», «Лепка», «Аппликация (ручной труд)», «Музыка»); - образовательную и воспитательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов, проводимую ежедневно (ситуативные беседы при проведении режимных моментов, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность, конструктивно-модельная деятельность и др.); -самостоятельную деятельность воспитанников, ежедневно организованную (игра, самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития); - взаимодействие с семьями воспитанников по реализации образовательной программы. Задачи социально-коммуникативного развития решаются во всех видах детской деятельности: в организованной образовательной деятельности (в разных организационных формах), на праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту, в организованной деятельности детей – экскурсии, тренинги; в совместной деятельности взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, чтение художественной литературы; в свободной самостоятельной деятельности детей – сюжетно-ролевые игры. Конструктивно-модельная деятельность с детьми организуется во вторую половину дня один раз в неделю в совместной деятельности взрослых и детей. Ознакомление с художественной литературой проходит ежедневно в совместной деятельности взрослых и детей в ходе режимных моментов. Развитие познавательно-исследовательской деятельности организуется в ходе любых удобных режимных моментов. Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется в индивидуальной форме, по подгруппам или фронтально. Количество занятий с детьми не превышает максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (приложение 1). Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в течение дня для детей подгруппы раннего возраста (1-2 года) - 2 занятия в день. Образовательная деятельность проводится индивидуально или малыми подгруппами, в зависимости от количества человек, в игровой деятельности и в ходе режимных моментов. От 1 года до 1,6 лет по 2 – 4 человека, длительностью 3-8 минут. От 1,6 лет до 2х лет – по 4 – 6 человек, продолжительностью 8-10 минут. Продолжительность одного занятия составляет: - 8-10 минут для детей 3-го года жизни (1младшая подгруппа); - не более 15 минут для детей 4-го года жизни (2 младшая подгруппа); - не более 20 минут для детей 5-го года жизни (средняя подгруппа); - не более 25 минут для детей 6-го года жизни (старшая подгруппа); - не более 30 минут для детей 7-го года жизни (подготовительная подгруппа). Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для дошкольного возраста, не более: от 1,5 до 3 лет 20 минут от 3 до 4 лет 30 минут от 4 до 5 лет 40 минут от 5 до 6 лет 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна от 6 до 7 лет 90 минут при организации 1занятия после дневного сна. детей Занятия проводятся в первую и вторую половину дня. С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) занятия могут проводиться и во второй половине дня, после дневного сна, но не чаще двух, трех раз в неделю, и не должны превышать 25-30 минут. С детьми от 1,5 до 3х лет допускается проводить занятия на игровой площадке во время прогулки и в группе в процессе организованной игровой деятельности. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). В середине времени, отведенного на занятие, проводится физкультминутка. Перерыв между занятиями – не менее 10 минут. Для профилактики переутомления детей занятия с повышенной умственной нагрузкой чередуются с занятиями направленными на физическое и художественно - эстетическое развитие детей. В рамках реализации вариативной части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, для углубления и расширения знаний воспитанников, о социокультурных и географических особенностях и традициях региона, с детьми планируются и реализуются воспитательно-образовательные мероприятия, в ходе режимных моментов, в разных организационных формах по программе «Люби и знай родной свой край», составленной авторским коллективом педагогов Учреждения. День в Учреждении делится на три блока: Утренний образовательный блок (7.30 – 9 часов утра) включает в себя совместную деятельность педагога и ребенка, свободную самостоятельную деятельность детей. Развивающий блок (9 – 11 часов утра) представляет собой организованное обучение в форме занятий и занимательных дел. Вечерний образовательный блок (15.20-18.00) включает в себя занятия с детьми 5-7 лет, совместную деятельность педагога и ребенка, свободную самостоятельную деятельность детей, индивидуальные занятия. С целью реализации Рабочей программы воспитания и создания единого воспитательного пространства в детском саду разработан календарный план воспитательной работы. В него включены мероприятия по ключевым направлениям развития воспитания и образования детей. Все тематические мероприятия в детском саду отражены в ежедневных планах воспитательно - образовательной работы педагогов и специалистов Учреждения и проводятся с учетом возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. С 01 июня по 31 августа – летний оздоровительный период, во время которого организуется совместная деятельность педагогов и детей только художественноэстетического и оздоровительного циклов. Организуются спортивные, подвижные игры, эстафеты, экскурсии, развлечения и праздники, увеличивается продолжительность прогулок и дневного сна. План составлен в соответствии с нормами предельно допустимой нагрузки дошкольников и не допускает их превышения. Приложение1. Максимально допустимый объем недельной нагрузки Виды организованной образовательной деятельности по образовательным областям Группа раннего возраста 2-3 года / 8-10 минут Младшая группа 3-4 года / 15 минут в неделю в неделю Средняя группа 4-5 лет 20 минут Старшая группа 5-6 лет / 25 минут Подготов ительная гр. 6-7 лет / 30 минут в неделю в неделю в неделю Развитие познавательноисследовательской деятельности Формирование элементарных математических представлений. Развитие речи 1.1.2 1.1.1. Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим миром Обучение грамоте 1.1.3 Федеральный компонент Инвариантная часть Физическое развитие 1 1 1 1 1* интегрировано во все образовательные области ** 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1раз в две недели 1 1 3 2+1 (на прогулке) 2+1 (на прогулке) 3 3 1.1.4 Художественно-эстетическое развитие: Музыка 2 2 2 2 1 1 1 1 (чередуютс я) 1 1 (чередуют ся) 2 1 (чередуют ся) 2 1 (чередуют ся) Рисование Лепка Аппликация (ручной труд) 1.1.5 2 Социально-коммуникативное развитие - интегрировано во все образовательные области Итого (ООД): 10 10 11 13 14 Итого (время): 90 мин 150 мин 220 мин 325 мин 420 мин